RATMISTR (ratmistr) wrote,
RATMISTR
ratmistr

Categories:

Черкесия - Право на историческую справедливость: часть 2



Начало здесь...

В 60-70-х годах 19 века на многочисленные прошения кавказских переселенцев о разрешении вернуться на Родину, подданные на имя царя в русское посольство в Константинополе, постоянно следовал отказ. В документах по переселению адыгов в конце 80-х гг. была обязательная приписка: «Возвращение из Турции на родину будет караться со всей строгостью закона».

В одном из таких прошений говорилось, что «Они выехали из отечества, послушавшись турецких ходжей, звавших во имя их Магомета к мусульманским братьям, и очень раскаиваются, потому что в христианской России им было лучше во всех отношениях».

Понятно, что в этом прошении черкесы пытались найти расположение российских властей, да и возможно не знали они, с чьей собственно подачи эти турецкие хаджи промывали им мозги, с тех к кому они и писали эти прошения.

В секретном донесении от 21 декабря 1872 г. Н.П. Игнатьев писал товарищу министра иностранных дел: «8500 черкесских семейств (это примерно 60-90 тыс. человек), переселившихся разновременно с Кавказа в Турцию, жалуясь на бедственное положение, в котором они находятся, и на невыносимые притеснения, ходатайствуют о возвращении в Россию».

А вот, как встречали русские тех, кто пытался уже без всяких прошений вернуться на свою исконную землю – в Закубанье и на Черноморское побережье от Анапы до Сочи. 14 июля 1880 г. под английским флагом в Батум прибыло судно с абхазами и черкесами желающими возвратиться на Родину. Но военный губернатор не выпустил их на "свой" берег как «беспаспортных». В результате на судне голод, 18 дней они находятся на корабле, там им тесно, они не укрыты от дождя, зноя, не имеют хлеба, от голода погибло 10 человек.

Начальник Сухумского отдела Аракин ружейным и артиллерийским огнем встретил несчастных переселенцев, как встречал он и других горцев, вступивших на родную землю. Это было судно «Агиос Петрос». Когда комиссия зашла на судно то увидела там, вместо 400 душ, которых судно могло принять по своему водоизмещению, 1200 человек. Судно было набито детьми, мужчинами и женщинами находившихся там в самых что ни на есть не человеческих условиях.

«Из Тифлиса получено было распоряжение отправить их обратно в Турцию. Описать картину, как их сажали обратно на судно военною силою – трудно, почти невозможно. Общий стон, крик и отдельные душираздирающие душу вопли, способны были тронуть самое черствое сердце (только не тех, у кого этого сердца просто небыло). 7 сентября судно «Аргиос Петрос» подошло к турецкому берегу, но было встречено ружейными выстрелами и вынужденно было возвратиться к батумским берегам, где шкипер, желая скорее отделаться от живого груза, ночью выгрузил всех несчастных на пустынный берег в 20 милях от Батума, где не было ни воды ни пищи. 17 сентября немногих оставшихся в живых переселенцев, наконец-то, перевезли в Батум».

Но даже тому незначительному числу черкесов-переселенцев, которым удавалось вернуться в родные края, пришлось влачить жалкое существование. Из эмигрантов не создавали общин, а причисляли их к уже образовавшимся, куда они, как правило, не шли из-за того, что землю им там не выделяли. Махаджиры вынуждены были прибегать к аренде земли на кабальных условиях, залезая в «долговое рабство» и пополняя ряды нищей части населения.

Как писал немецкий эмигрант Э.М. Ремарк по возвращении своем на Родину в Германию: «Самое тяжкое разочарование наступило, когда мы вернулись. Мы вернулись в чужой мир, нас встретила тайная ненависть».

Только слепой не увидит, что выселение и уничтожение адыгов было спланировано русскими генералами и царями (Николаем 1-ым и двумя Сашками 2-м и 3-м).

Для любителей путинных которые считают, что горцы жили набегами и были вообще как бы «дикарями» привожу слова Русских же людей в дополнении к тому что писал Абрамов.

С. Иловайский посетивший земли бывшей Черкесии в 1888 г.: «Выселившиеся в Турцию племена оставили в наследство свои кладбища, развалины своих аулов и свои теперь уже одичалые сады».

Л. Личков приводит сравнение с тем что было и что стало в 1864 г.: «Надо сказать, что и сама прилегающая страна – Черноморское побережье, не в пример нынешнему времени (1864 г.) была в то время обильно молоком и медом. В конце 30-х гг. все побережье, с прилегающей к нему горной полосой, представляло тщательно разработанный оазис, где бок о бок с дикими неприступными скалами и вековыми (теперь беспощадно вырубленными) лесами ютились прекрасные виноградники, зеленели роскошные нивы, расположенные местами на искусственных террасах, снабжаемые водой из нарочито устроенных каналов. По побережью пестрели густые сады, в которых зрели разнообразные фрукты, составляющие для местного горского населения один из важных предметов торговли, как и мед, и воск, на полях росли кукуруза, ячмень, просо. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корень разрушила их обширные сады и прекрасные виноградники частью вырублены, частью одичали…».

Русский агроном И. Клинген: «Ислам преградил путь к мирному сближению (русских) с горцами. Эти воины-орлы, столь одаренные от природы, не хотели побрататься с православным народом, и государственная необходимость свела их с лица земли единым порывом. Исчезли горцы, но вместе с ними исчезло их знание местных условий, их опытность, та народная мудрость, которая у беднейших народов составляет лучшее сокровище. Черкесы страстно любили свою родину, а им предлагали преселиться в равнины, еще вдвое более, чем родину они любили свободу, а враги уверяли их, что Россия отнимет у них вольность. Предстояло смириться, или погибнуть, а с ними вместе погибла и культура, которая копилась тысячами лет, а погибла в 30 лет».

На самом деле речь больше должна идти в элементарном не желании Российской Империи, а точнее царя и его генералов что-либо мирно решать. Мирное решение предлагал тот же Раевский, Хан-Гирей и ряд других, но все эти решения отметались упырями-генералами. Причем тот же Раевский на деле воплощал на своем участке свои мирные планы по налаживанию контактов с адыгами, и те отвечали ему тем же.

Доходило даже до таких вот своего рода комичных случаев, который описал декабрист Лорер побывавший как-то у Засса: "Мне показался странным генерал Засс, и я невольно сравнивал его с анапским комендантом Ротом, который придерживался совершенно противоположной системы. Старался привязать к себе горцев ласковым, человеческим обращением и соблазнял их выгодами и барышами торговли. Засс не достиг своей цели, и горцы так его ненавидели, что присылали депутатов к Роту с наивною просьбою помочь им пушками и казаками и идти вместе с ними против Засса".

Даже в начале 20 века очевидцы описывают еще запущенные северные и южные склоны с Западного Кавказа (Македонов, Фадеев и т.д.) которые заселялись казаками не хотевших изначально даже там селиться. А когда война еще не закончиалась казаки просто боялись селиться в Закубанье, т.к. оно еще не было очищено от уже изрядно ослабевших адыгов.

ПРИЗНАКИ ГЕНОЦИДА:

1. Генерал Слепцов на Кавказе -1844-46г.г. (М., 1882 г.). «Какое имеют право эти дикари жить на такой прекрасно земле? Перстом Господа миров наш Августейший Император повелел нам уничтожить их аулы, всех мужчин, способных носить оружие уничтожить, сжечь посевы, беременным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали бандитов.»

2. По официальному приказу генералов Засса и Евдокимова, «солдатам и офицерам русской армии разрешалось надругательство над черкесскими девочками старше семи лет».

3. Н.И. Лорер, Записки моего времени. Мемуары декабристов (Москва, 1988 г.). «В поддержание проповедуемой Зассом идеи страха на нарочно насыпанном кургане у Прочного Окопа при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развивались по ветру. Грустно было смотреть на это отвратительное зрелище. Раз Засс пригласил к себе мадам Нарышкину, и она согласилась с условием, что головы будут сняты. Засс исполнил ее желание и мы все были у него в гостях. Зайдя как-то в кабинет генерала, я был поражен каким-то нестерпимо отвратительным запахом. А Засс, смеючись, вывел нас из заблуждения, сказав, что люди его, вероятно, поставили под кровать ящики с головами, и в самом деле вытащил перед нами огромный сундук с несколькими головами, которые страшно глядели на нас своими стеклянными глазами. «Зачем они здесь у Вас»- возразил я... «Я вывариваю их, очищаю и рассылаю по разным анатомическим кабинетам к друзьям моим – профессорам в Берлин.» - отвечал Засс.»

4. А.П. Ермолов, Записки во времена управления. «Моровая язва (чума) была союзницей нашей противу кабардинцев, ибо, уничтожив совершенно население Малой Кабарды и произведя опустошение в Большой Кабарде, до того их ослабила, что они не могли уже как прежде собираться в больших силах».

5. Цицианов Павел Дмитриевич, русский генерал грузинского происхождения (убит в 1807 г.). По причине продолжающегося упорства Кабардинцев, Цицианов обратился к ним письмом: «Истреблю вас всех с лица земли, пойду с пламенем и сожгу все, чего не займу войсками; землю вашей области покрою кровью вашей и она покраснеет, но вы, как зайцы, уйдете в ущелья, и там вас достану, и буде не от меча, то от стужи околеете».

6. А.Фонвилль «Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864». «Со всех мест, последовательно занимаемых русскими, бежали жители аулов, и их голодные партии проходили страну в разных направлениях, рассеивая на пути своем больных и умиравших, иногда целые толпы переселенцев замерзали или заносились снежными буранами, и мы часто замечали, проезжая, их кровавые следы. Волки и медведи разгребали снег и выкапывали из-под него человеческие трупы».

7. Судно “Нусрати-Бахри” 17 ноября 1864 года бурей было выброшено на берег и разбито, погибло 300 из 470 несчастных. Один пароход, плававший по той же самой дороге, по которой шли незадолго перед ним эти суда с черкесами мог проследить путь по плывшим трупам. «Я помню, - писал Фонвиль, - как одна мать ни за что не хотела, чтобы ее ребенка выбросили в море и долго скрывала несчастная его смерть. Абхазы знали об этом, но молчали. Она держала мертвого ребенка на руках, прижав к груди, и когда кто-нибудь из турок проходил мимо, начинала разговаривать с покойным ребенком, как с живым. Так скрывала несчастная его до тех пор, пока на пароходе не начал распространяться трупный запах. Тогда турки сделали обыск и нашли мертвого ребенка, мать и тут не хотела отдавать его, и когда ребенка все-таки вырвали из ее рук и бросили в море, она сама пыталась броситься за ним... Ее с трудом удержали люди. Крик этой матери до сих пор раздается в ушах... Но, наконец, они достигли турецкого берега. И здесь их ждало страшное разочарование».

8. Цицианов Павел Дмитриевич, 12 апреля 1804 г., «Владельцам Кабардинским». «Кровь во мне кипит, как в котле, и члены все во мне трясутся от жадности напоить земли ваши кровью ослушников, ждите, говорю я вам, по моему правилу, штыков, ядер и пролития вашей крови реками. Не мутная вода потечет в ваших реках, а красная, ваших семейств кровью выкрашенная».

9. Он же, 14 апреля 1804 г. генералу Глазенапу, перед отправкой войск в Кабарду. «Меру строгости употребить не могу я вам запретить, тем паче, что мои правила всегда были таковы, что когда доказательство не действует, то ядра и штыки должны подкреплять приказания начальника и войск российских».

10. Генерал Булгаков 1810 г., рапорт по результатам похода в Кабарду. «Кабардинский народ доселе никогда таковой чувствительной не имел потери. Они потеряли много имущество, которое сожжено с двумястами селений».

11. Грибоедов (отряд Вельяминова, 1825 год, Кабарда) в письме к Бегичеву. «Имя Ермолова еще ужасает, дай бог, чтобы это очарование не разрушилось... Будем вешать и прощать и плюем на историю».

12. Николай I - графу Паскевичу (1829, после окончания русско-турецкой войны). «Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».

13. А.С. Пушкин, 1829, «Путешествие в Арзрум». «Мы вытеснили их из привольных пастбищ, аулы их разорены, целые племена уничтожены».

14. Н.Н. Раевский, 1837 г. «Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия первоначального завоевания Америки испанцами».

15. М.И. Венюков, Кавказские воспоминания (1861-1863). «Война шла с неумолимой беспощадною суровостью. Мы продвигались шаг за шагом, но бесповоротно, и очищали земли горцев до последнего человека. Горские аулы были выжжены целыми сотнями, посевы вытравливались конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его в расплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы, и оттуда отправлялись с берегам Черного моря и далее в Турцию Аулы абадзехов на Фарсе горели дня три, наполняя горечью пространство верст за 30. Переселение шло чрезвычайно успешно».

16. 11 сентября 1861 г. – письмо представителей 500 черкесских семей Александру II. «Прикажите, государь, и мы все готовы свято исполнять всякие ваши повеления, мы будем строить дороги, укрепления, казармы для войск ваших, и клянемся, что будем жить с вами в мире и согласии, только лишь не выселяйте нас с тех мест, где родились и жили отцы и деды. Отныне мы эти места наравне с войсками вашими будем защищать от врагов до последней капли крови, не выселяйте только!». (Все были выселены в ноябре 1861 г.)

Попробуйте теперь найти здесь хоть намек на «добровольное» выселение или наличие реального выбора у адыгов. Русскими генералами и Сашкой 2-ым были созданы такие условия, чтобы адыги «сами» выселялись, чтобы потом выйти сухими из воды, типа «мы тут непричем». Впрочем, во многих местах прекрасно видно нескрываемое желание именно очистить побережье от Анапы до Сочи от адыгов, и такая зачистка проводилась войсками насильственно при желании черкесов остаться на своих местах. Это было именно план по выдворению до 90 % адыгов из всего Закубанья и побережья (Анапа-Сочи). Да и не может целый народ добровольно выселиться со своих родных мест.

Тех черкесов, которые не принимали и не переходили в подданство Российской Империи - уничтожали. Обвинять ли в этом геноциде исключительно всецело русский народ? Думаю нет, многие русские офицеры и солдаты переходили на сторону черкесов, многие русские не поддерживали метод ведение войны, тактику выжженной земли на Кавказе.

И вообще, просматривая фамилии генералов и офицеров создается впечатление, что самим русским народом управляли нерусские...

Посмотрим на некоторые фамилии генералов:

Брюс, Вейде, Экельн, Берх, Дамедон, Бильс, Лидерс, Гольдштейн, Гельфрейх, Бельгард, Анрепо-Эльмпт, Жигмонт, Липранд, Граббе, Клюки фон Клюгенау, Фезе, Шварц, Фрейтаг, Де-Медем, Кнорринг, Ренненкампф, Шильдер-Шульднер, Паркер и другие.

Конечно же, были и русские генералы, офицеры и т.д., надо отметить были и потомки черкесов, принявших подданство Российской Империи еще задолго когда, царь Иван Васильевич сочетался браком с черкеской княжною Марией (Идар Гуэщэней) Темрюковной и позднее.

И конечно, были и третьи стороны, силы Британии, Франции, Австрии, ну и конечно же Турции, которые тоже имели имперские амбиции на счет Кавказа. Касательно Турции, это отдельный вопрос, именно туда и выселили оставшихся черкесов семьями, по тайному договору с Российской Империей, черкесские земли вошли в состав Российской Империи, а сами черкесы были переданы Турции как людской ресурс, как военную силу. Турецкие власти не просто обманули черкесов, обещав покровительство и земли, их расселили по границам Турецкой Империи для охраны границ, и вели жесткую ассимиляционную политику.
Tags: 1763-1864, Черкесия, адыги, геноцид, черкесы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments